Выставки

Выставка жемчужин книжного искусства

Миниатюрная живопись – иллюстрации средневековых манускриптов – одно из самых ярких проявлений искусства мусульманского Востока со своими канонами, семантикой и живописными принципами.

Миниатюрная живопись получила распространение во многих художественных центрах мусульманского Востока: в Иране (Шираз, Йезд, Казвин, Мешхед, Исфахан); Хорасане (Герат); Азербайджане (Тебриз); на Арабском Востоке (Ирак, Египет, Сирия); в Османской Турции, Индии и Центральной Азии (Мавераннахр). В дворцовых библиотеках- мастерских —китабхана этих стран в течение всего средневековья(13-17вв.) высокого развития достигает искусство рукописной книги, в создании которой активное участие принимали искусные мастера –начиная от изготовителей бумаги, каллиграфы, переплетчики, орнаменталисты и миниатюристы. Их слаженная работа определяла ценность художественного оформления рукописи.

IMG_7029

Основными источниками, вдохновлявшими создателей миниатюр, были поэтические сборники популярных поэтов, исторические хроники, естественнонаучная литература. Особенно часто украшали произведения Фирдоуси (940-1020), Низами (1141-1209), Саади (1210-1291), Дехлеви (1253-1325), Джами (1414-1492), Навои (1441-1501). Художники, опираясь на описываемые в литературном источнике события и образы популярных персонажей, в произведениях искусства миниатюры разработали собственную систему художественного преображения слова в изображение, создав ряд визуальных символов и метафор. Гармонизируя условности и реалистические детали в изобразительном сюжете, с помощью линии и цвета они создали удивительные по красоте и образности маленькие картины, содержащие в себе огромный, емкий и глубокий мир восточной философии.

IMG_7025

Один из самых совершенных этапов в развитии искусства миниатюры связан с именем Камолиддина Бехзода (1455-1535 гг.). Стиль великого художника Камолиддина Бехзода оказал глубокое влияние на искусство последующего времени, вдохновив многих мастеров восточной миниатюрной живописи в Иране, Центральной Азии, Индии и Турции.

Музей искусства миниатюры Востока в Ташкенте, носящий имя великого Камолиддина Бехзода с 2018 года реализует проект изучения произведений Искусства рукописной книги и миниатюры средневекового Востока, хранящихся в различных собраниях и музеях мира.

IMG_7303

Турецкая Республика в качестве первого этапа проекта любезно предоставила факсимильные копии уникальных миниатюр из коллекций двух своих музеев в Стамбуле — Библиотеки музея дворца Топкапы и Музея Турецкого и Исламского искусства.

Современная Библиотека Дворца Топкапы -крупнейшего на Востоке и в мире музея Османов была сформирована из книг, находящихся в Библиотеке Ахмеда III (библиотеки Эндерун) и других библиотек дворца в 1928г. Таким образом, все библиотеки дворца были объединены в одну под названием «Новая библиотека дворца». Библиотека Дворцового комплекса-музея Топкапы обладает одним из самых обширных и драгоценных собраний восточных рукописей, многие из которых украшенные восхитительными образцами искусства книги и миниатюры, давно вошли в сокровищницу мирового культурного наследия.

IMG_7021

Музей Турецкого и Исламского искусства считается крупнейшим в Турции собранием произведений исламского и турецкого искусства. Помимо скульптуры, прикладного искусства стран арабского и Среднего Востока в нем собраны шедевры рукописей Коранов, уникальные образцы каллиграфии и миниатюры, составившие славу этого музея.

IMG_7026

На выставке представлена лишь малая часть этих уникальных коллекций. Для узбекского зрителя эти миниатюры будут открытием, т.к. они никогда в Узбекистане не выставлялись ранее и были знакомы лишь узкому кругу специалистов.

IMG_7307

Выставка продлится до 20 ноября сего года.