Без рубрики

ТРИ ДЕРВИША

«ТРИ ДЕРВИША». 2016 год.

Художник: Шорасул Шоахмедов

  Шорасул Шоахмедов – видный представитель современного искусства миниатюры, участник республиканских и зарубежных выставок. Награжден золотой медалью, заняв почетное первое место в республиканском этапе смотра-конкурса «Ташаббус-2022». Одним из его произведений является композиция «Три дервиша».

  Дервиш (с персидского – «бедняк, нищий»), также каландар, факир – человек, полностью посвятивший себя служению Богу и вступивший на путь самосовершенствования, приверженец суфизма. Значение слова «дервиш» совпадает с философией суфийского учения о добровольной и сознательной бедности, отказа от земных благ и довольствования малым. Дервиши объединялись в суфийские братства – «сулуки» и проповедовали идеи и традиции этих общин. Суфийские ордена Кубравия, Накшбандия и Ясавия возникли на территории Центральной Азии.

Композиция изображает три фигуры дервиша, сидящих под разрушенной стеной. Двое из них сидят в опьяненном состоянии с закрытыми глазами, прислонившись друг к другу. Один из каландаров держит посох, обмотанный тонкой веревкой – один из главных атрибутов дервишей, обладавшим магическим свойством. Третий дервиш изображен у подножия разрушенной стены в состоянии религиозного экстаза.

Все три персонажа одеты в традиционную одежду каландаров – хирку дырявый или залатанный халат. Эти многочисленные заплатки нашивались как символ «духовной нищеты».  В некоторых источниках упоминается, что такие хирки шились из лоскутков одежд суфиев, разорвавших их в состоянии религиозного экстаза, таким образом, данный атрибут дервиша имел сакральное энергетическое значение. На голове одного из каландаров – конусообразная мохнатая шапка-колпак кулох, являвшаяся неотъемлемой частью костюма странствующего дервиша. Головы двух других дервишей также покрыты головными уборами: у одного – чалма, у другого – потрепанная тюбетейка.

Рядом с мужскими фигурами изображен необходимый в длительных странствиях атрибут дервиша – тыква-горлянка для воды, в центре нижней части композиции – курительный прибор «чилим», рядом с которым расположен чирок-светильник, чернильница и две книги: одна – закрытая, другая – раскрытая и перевернутая.

В правом нижнем углу – разбитый кувшин с золотыми монетами, символизирующий хрупкость бренного мира и равнодушие факиров к богатствам мирской жизни.

Позади дервишей дано символичное изображение чигиря – водяной мельницы, олицетворяющей «колесо жизни».

На заднем плане в качестве фона использованы архитектурные памятники древней Бухары, что свидетельствует о принадлежности дервишей к суфийскому ордеру Накшбандия.

Цветовое решение композиции построено на гармоничном сочетании холодных и теплых тонов – серо-голубого и охрово-коричневого.

КК-1017