Без рубрики

КАМОЛИДДИНА БЕХЗАДА «ПРАЗДНОВАНИЕ ПРИ ДВОРЕ СУЛТАНА ХУСЕЙНА МИРЗЫ»

Копия миниатюры КАМОЛИДДИНА БЕХЗАДА

«ПРАЗДНОВАНИЕ ПРИ ДВОРЕ СУЛТАНА ХУСЕЙНА МИРЗЫ» (фрагмент). 2006 год.

Художник: Ниёзали Холматов (1947-2020)

Народный мастер Узбекистана, академик Академии художеств Узбекистана Ниёзали Холматов внес огромный вклад в становление современного искусства миниатюры. Один из последователей традиций миниатюрной живописи в современном искусстве лаковой миниатюры. Изысканные по исполнению сюжетов лаковые изделия художника отличаются высоким профессионализмом.

Многогранный талант Ниёзали Холматова проявился не только в искусстве лаковой миниатюры, но и станковой масляной и темперной живописи, книжной иллюстрации, эмальерном и ювелирном искусстве.

Все работы мастера объединяет своеобразный почерк автора, который невозможно спутать с творчеством других художников – строгая классически выверенная композиция, лаконичное и деликатное использование средств выражения и высокое техническое мастерство исполнения.

Данная работа Ниёзали Холматова является копией миниатюры Камолиддина Бехзада «Празднование при дворе Султана Хусейна Мирзы», созданной к поэме «Бустан» Саади Ширази в 1488 году в Герате. Список с «Бустана» Саади был создан для султана Хусейна Мирзы Байкары лучшими мастерами книжного искусства его китабханы. Каллиграф Султан Али Машхади.

Копия выполнена художником Ниёзали Холматовым фрагментарно – отсутствуют правая и нижняя части левой стороны разворота книги. Подлинник представляет собой диптих, подписанный автором Камолиддином Бехзадом. Двойная миниатюра написана в придворном жанре, показывающем различные аспекты жизни и развлечений шахов, султанов и высшей знати. В отличие от предшественников, изображавших дворцовые пиршества в панегирическом стиле, Бехзад создает жанровую картинку придворного быта при дворе Султана Хусейна, тонко подмечая характерные детали, внимательно фиксируя поведение участников, окружающую обстановку.

Ниёзали Холматов выбрал для копии левую часть диптиха Бехзада, на которой изображен небольшой айван (терраса) с шестью мужскими фигурами.

В левой части композиции на коврике сидит юноша в синей одежде, подпоясанный красным кушаком фута, символизировавшим посвящение в суфийский ордер. Рядом изображен чинникоп – футляр для фарфоровой посуды, чуть ниже стоят три кувшина.

В центре нижней части композиции сидит слуга в серо-зеленом халате, придерживая руками и подпирая левой ногой бутыль с воронкой, в которую переливает вино из большого черного кувшина другой слуга в темно-желтом одеянии. Двое других молодых людей также заняты переливанием вина из кувшина в стеклянные бутыли. Данный процесс, возможно, символизирует передачу божественной любви, мистических знаний и “духовного опыта” от одного суфия другому.

Вино, упоминание о котором так часто встречается у суфийских поэтов и мастеров, является символом духовного экстаза и познания Бога. Подобно тому как качество вина улучшается в процессе созревания и брожения, так и суфий проходит через этапы самосовершенствования на пути единения с Аллахом посредством внутреннего преобразования.

Юноша в зеленом одеянии с синим кувшином в руках смотрит на гостя, сидящего на коврике в левой части композиции.

В правой части миниатюры виден небольшой фрагмент архитектурного строения. На заднем плане композиции изображен сад с цветущими деревьями, цветами и птицами. Небо передано в золотом цвете, символизирующим дневное время суток.

Данное произведение Ниёзали Холматова не является точной копией с миниатюры Бехзада, поскольку автор привнес в композицию свой собственный почерк, изменив теплый колорит оригинала на более холодный, а также внеся изменения в облик героев Бехзада. Еще одним дополнением Ниёзали Холматова является применение техники «абру-бахор», что придало миниатюре другое звучание. Таким образом, работа мастера Н.Холматова представляет собой самостоятельное законченное произведение, в котором сочетается бережное отношение к традициям искусства миниатюры средневекового Востока и индивидуальный подход художника.

КК-799