Без рубрики

ЦЕРЕМОНИЯ В ХРАМЕ

«ЦЕРЕМОНИЯ В ХРАМЕ»

XVI век. Гератская школа.

Миниатюра выполнена к произведению «Бустан» Саади Ширази.

Данное произведение является факсимильной копией миниатюры к рукописи, хранящейся в Музее турецкого и исламского искусства в Турции.

«Бустан» (Плодовый сад) – нравоучительная поэма, написанная гениальным персидским писателем Саади Ширази в 1257 году, является первым крупным произведением автора. В своем сочинении из десяти глав, написанном в жанре мудрых рассуждений, Саади затрагивает политические, общественные и морально-этические вопросы, и, как и положено мудрецу Востока, дает различные советы. В занимательной форме автор повествует о своих путешествиях и приключениях в разных странах. Один из таких рассказов поэмы посвящен путешествию Саади в Индию.

В индийском Сомнате, в храме Саади увидел идола, пользовавшегося огромным почетом. Веру идолопоклонников поддерживало чудо: каждый день на рассвете статуя, как живая, поднимала руку. Саади узнал в чем состоит тайна идола – один из служителей храма, прячась за занавесью, управлял статуей при помощи веревки. Разоблачив ложь, Саади убил служителя-обманщика, сломал статую и бежал прочь.

Миниатюра, изображенная на правой странице разворота книги, посвящена рассказу о путешествии в Индию и злодеяниях язычников из произведения «Бустан» Саади Ширази.

Основные события, изображенные на миниатюре, происходят в храме. В михрабной части архитектурного сооружения изображена золотая скульптура восседающего на золотом троне Будды.

В правой части основного изображения – Саади Ширази, попавший в плен во время своего путешествия в Индию и вынужденный принять буддизм, слева – встречающий Ширази брахман в черной мантии и черном головном уборе, держащий в правой руке белые четки. Между ними изображен ритуальный сосуд (курильница).

Справа – три фигуры мужчин разных возрастов: один держит в руках книгу; другой – изображен с поднятыми в мольбе руками; третий – старик держит в руках четки. На первый взгляд, эта группа людей в правой части миниатюры, наблюдающих за происходящим, производит впечатление представителей разных религий.

Основной фон стен и купола храма выполнены в темно-синем цвете, на котором в виде растительного узора изображены мелкие цветы красного, желтого и белого цветов. У входа в храм изображены две колонны, украшенные красными золототканными занавесями с растительным орнаментом.

Растительность и деревья, изображенные на заднем плане, написаны в темно-зеленом цвете. Предположительно, образ склонившей голову белой птицы, изображенной на дереве, отражает иносказательный смысл вероотступничества («сломленной», «преданной» религии).

Изображение золотистого небосвода свидетельствует о дневном времени суток.

В верхнем правом углу композиции приведен отрывок из произведения «Бустан» Саади Ширази:

Те, что вчера мне недругами были,

Меня теперь с любовью окружили.

В нижней части миниатюры написано продолжение верхних строк:

Пред изваяньем голову склонить

Решился я – просил меня простить.

КK-614. INV-166