Выставки

Персональная выставка в рамках фестиваля

20 апреля 2021 года состоялось открытие персональной выставки посвященной памяти миниатюриста, почетного члена Академии Художеств Узбекистана, академика Ниязали Халматова (1947-2020 гг.) «Восточная сюита» в рамках международного традиционного фестиваля изобразительного и прикладного искусства.

Ниязали Халматов является одним из последователей, который продолжил традиции классической миниатюры в искусстве современной лаковой миниатюры. Чистые цвета в миниатюрах художника выделяются густыми и неровными, как эмаль. Его работы кажутся простыми и скрупулезными, а простота мазков показывает, что здесь нет лишних попыток.

Ниязали Халматов родился в 1947 году в Кургантепинском районе города Андижан. После окончания средне-специального училища, работал художником-оформителем на Московском заводе художественной гравюры. Здесь начинается ее страсть к ювелирному искусству. Однако интерес Ниязали Холматова к восточному искусству был сильным. В ходе творческого мышления художника возникла новая идея, например синтез ювелирного искусства с лаковой миниатюрой. Позже он достиг этого синтеза в своем творчестве, тем самым открыв совершенно новое направление для следующего поколения молодых узбекских художников-миниатюристов.

Ниязали Халматов начал свою трудовую деятельность с 1973 по 1980 года в экспериментальной лаборатории Московского предприятия художественной гравюры. С 1980 года занимался подготовкой специалистов под руководством Чингиза Ахмарова в школе при Союзе «Усто». В 1998-1999 годах он был назначен академиком-секретарем Академии художеств Узбекистана. Он также работал преподавателем в Национальном институте художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода.

В 1997 году он стал академиком Академии художеств Узбекистана, в 2000 году ему было присвоено звание «Народный мастер Узбекистана».

Ниязали Халматов сохраняет логику сюжета произведений, отражает то, что должно быть освещено в теме. В качестве примера можно привести его серийных работ миниатюр на художественные произведения таких, как «История Пророков», «Шахнаме» Фирдоуси и другие. Он также резко ограничивает внешний облик людей на картине, подчеркивая очевидность, изображаемых им героев, одновременно выражая особый характер человеческого лица. Смело размещая образы, он умело выражает яркие человеческие чувства – радость, печаль, ужас, депрессию и т. д.

Для искусства миниатюры качество бумаги играет очень важную роль. Ниязали Халматов не игнорирует эти аспекты. Он восстановил секрет производства бумаги – одного из направлений древнего ремесла. Он также обучил своих учеников всем процессам, связанным от выращивания шелковичного насаждения, обработкой и приготовлением бумаги, а также созданию произведений миниатюр на готовой бумаге. Он искусный мастер, умеющий создавать миниатюры с изящными сюжетами на лакированных предметах. Он также создавал прекрасные произведения в технике масла и темпера станковой живописи, а также в искусстве эмали.

Все работы художника уникальны – композиции серьезны, лаконичны и выполнены с высоким техническим мастерством с использованием тонкой техники выразительности. Типологический подход, проявившийся в творчестве Ниязали Халматова, направлен на восстановление стиля и символики средневековой миниатюры. Его работы хранятся в музеях, частных коллекциях Узбекистана и за рубежом.

Выставка, где выставлено около 70 работ, продлится до 20 августа сего года.