Новости

Вопросы изучения искусства миниатюры Востока

В области исследований восточного искусства миниатюры есть определённые достижения. Существуют каталоги, исторические и предназначенные для массового читателя альбомы, сборники, специальные исследования, литература, посвящённая рукописям, содержащим миниатюры, а также литература, в которой миниатюры рассматриваются в качестве исторического источника.

В данной статье дается обзор искусствоведческих исследований традиционного направления, которые мы разделили на три группы. Первая – эвристика, то есть исследования, направленные на поиск той или иной  новизны и введение её в научный оборот. К ним можно отнести большинство научных статей Г.Пугаченковой и альбомы, изданные Х.Сулаймоном.

Неоценимой заслугой профессора Хамида Сулаймона стало изучение  классической миниатюры и книжного искусства и их издание, а также поиск бесценных рукописей в известных музеях и библиотеках мира. Альбомы  «Рисунки «Бабурнаме» и подготовленные к изданию совместно с Ф.К.Сулаймоновой «Иллюстрации к произведениям Алишера Навои. XV-XIX века” и «Иллюстрации к произведениям Амира Хусрава Дехлави» были  тепло  встречены общественностью. Издания данных альбомов отличаются  высоким уровнем качества и содержания.

Книга «Иллюстрации к произведениям Алишера Навои. XV-XIX века» содержит узоры и 114 рисунков, которыми были украшены 35 редкостных рукописей произведений поэта, переписанных на протяжении XV-XVII и XIX веков. Во вступительной статье оценен вклад произведений Алишера Навои в развитие изобразительного искусства (7-36-страницы, на трёх языках).

В разделе иллюстраций альбома нашли своё отражение 285 обложек, миниатюр и образцов различных узоров редких рукописей. О каждой рукописи даны краткие сведения: название произведения, город, где оно было переписано, дата, имя каллиграфа, место, где в настоящее время хранится  рукопись, название библиотеки, порядковый номер и размеры. В списке рисунков в конце книги даны названия узоров и картин на трёх языках.

«Иллюстрации к произведениям Амира Хусрава Дехлави» изданы в 1983 году. Книга открывается статьей двух авторов, далее помещены 117 рисунков и сведения о них. Альбом содержит список рукописей и рисунков (страницы 128-132) и комментарии к ним, где даны сведения о названии произведения, месте хранения, порядковом номере, размерах рукописи и названии миниатюры, написанной к ней.

Ко второй группе исследований традиционного искусствоведения относятся альбомы, созданные с целью пропаганды среди массового читателя. К такого рода  изданиям относятся «Живопись Ирана» Б.Дейнеки, «Искусство арабских стран» Б.Веймарна, «История искусства Узбекистана» Л.Ремпеля, альбомы, подготовленные  М.Ашрафи, К. Керимовым, Е.Поляковой.

Полвека назад исследователи культуры Центральной Азии Г.Пугаченкова и Л.Ремпель во вступительной статье к одной из своих книг писали, что основная часть редких древних произведений искусства разбросаны по архивам местных и зарубежных музеев, и возможность собрать и издать их может появиться только в будущем.

К следующей группе можно отнести VII том многотомного издания книги-альбома под названием «Сборник института Восточных рукописей Академии наук России» из авторской серии «Культурное наследие Узбекистана», изданного на трёх языках (узбекском, русском и английском). Научным редактором книги стал академик  Академии наук Республика Узбекистан профессор Эдвард Ртвеладзе, а в состав  редакционной коллегии вошли крупные учёные…

Асалхон Рахматуллаева, искусствовед

Источник: журнал «Sanat«.

 Во 2-м выпуске журнала (2019 г.)

вы можете прочитать всю статью.