ИСПЫТАНИЕ СИЯВУША ОГНЕМ
«ИСПЫТАНИЕ СИЯВУША ОГНЕМ»
XVI век. Мешхедская школа.
Миниатюра выполнена к произведению «Шахнаме»
Абулькасима Фирдоуси.
Данное произведение является факсимильной копией миниатюры к рукописи, хранящейся в Музее турецкого и исламского искусства в Турции.
Шедевр персидской литературы «Шахнаме» («Книга царей»), был написан персидским поэтом Абулькасимом Фирдоуси в начале XI века. Созданная в течение 35 лет (976-1011 гг.) поэма, состоит из почти шестидесяти тысяч двустиший (бейтов), ее объем в два раза больше «Илиады» и «Одиссеи» вместе взятых. Фирдоуси включил в поэму тысячу бейтов, написанных его предшественником Дакики, погибшим в молодости и не успевшим завершить свой труд. Состоящая из 50 царствований (разделов) «Шахнаме», условно делится на три части – мифологическую, героическую и историческую и включает в себя историю Ирана от древних времён до проникновения ислама в VII веке. Поэма целиком написана на персидском языке в период, когда арабский язык являлся основным языком науки и литературы. Тем самым Фирдоуси способствовал расцвету и распространению персидского языка в мире.
Испытание Сиявуша огнем – сцена, изображающая подростка, оклеветанного мачехой, который проходит сквозь языки пламени на черном коне. Поскольку Сиявуш является одним из главных героев «Шахнаме», легенда о Сиявуше занимает значительное место в данном эпосе.
В миниатюре Сиявуш, одетый в белый верхний халат и белый тюрбан, проходит сквозь золотистое пламя огня верхом на волшебном вороном коне. Держа в правой руке плеть с белой рукоятью, он как будто подгоняет свою лошадь. Художник изображает Сиявуша в одежде белого цвета, чтобы подчеркнуть чистоту и невиновность героя.
В священной книге «Авеста» имя героя Сиаваршан означает «черный конь», поэтому царевич Сиявуш изображен верхом на вороном коне. В большинстве произведений черный цвет используется как атрибут зла, но в данной миниатюре выступает как символ победы, а также несправедливого обвинения против благородного юноши.
В верхней правой части композиции на гнедом коне изображен шах Кей-Кавус.
Слева вверху изображена царица Судабе – мачеха Сиявуша, сидящая вместе со своими служанками внутри дворца.
Миниатюра – многофигурная, композиция состоит из группы людей, наблюдающих за событиями. Одни изображены за пределами дворца, вторые – женщины – внутри строения, третьи персонажи наблюдают за происходящим, находясь за холмом.
На заднем плане, за холмами видны ярко-голубое небо, плывущие белые облака и зеленое дерево.
В композиции применены основные принципы изобразительного искусства – контраст, гармоничное сочетание теплых и холодных цветов. Поскольку пламя огня изображено теплым и темным, композиционный фон передан в холодном светло-голубом цвете.
КК-671